Наша задача
здесь — осветить содержание и формы искусства, созданного европейским Западом в
различные участки того периода, за которым закреплено обозначение
средневековья. Удачно или нет, имя это присвоено приблизительно (границы
исторических больших периодов не могут быть точными) полуторатысячелетию II/III
— XV вв., которое лежит между падением Римской империи (а с этим последним —
концом «классической древности») и так называемым новым временем'. Содержание и
формы искусства средневековья в своем богатом разнообразии и живой смене
отразили реальные комбинации производственных отношений и бурную подчас игру
общественных сил.
Остановим
на минуту взгляд на крайней сложности социальной базы этого искусства.
Наблюдателю, проникающему в мир новых деятелей средневековой Европы — круг
северного варварства — только вместе с римским легионом и греко-римским
этнографом, наблюдателю, который может ознакомиться более систематически только
с обществом, уже подчинившимся римскому влиянию, трудно подсмотреть во всей
рудиментарности подлинное •его существо. Более непосредственно о нем скажут не
«письменные свидетельства», но надолго опережающие их голоса вещей (язык
искусства, таким образом, здесь, как и везде, древнее языка письменной речи).
Период, о котором осведомляют только эти последние,
в которые вводит только археология, данные, принятоназывать «преисторией». Ее
данные, так же как и первые неясные указания письменных источников,
создававшиеся под впечатлением первых встреч римлян с варварами, рисуют общество
доклассовое, в состоянии текучем, со слабо обозначившимся социальным
расчленением. Но мы должны
помнить, что рождение средневекового западного общества, с которым вдвинулись в
оборот истории новые территории и народы (это территории к северу от Альп,
Пиренеев и Балкан; это берега Атлантического океана и Северного моря; бассейны
больших и малых рек — Рейна, Дуная, Роны и Сены; это племена иберов и басков,
кельтов и германцев, венгров и западных славян), совершается в грандиозном
крушении средиземноморского греко-римского мира, пропитанного цивилизациями:
древних восточных монархий. Мы должны помнить, что социально и художественно
средневековье живет наследством этого мира, ищет путей среди его развалин и
(как в переносном, так и в прямом значении) строит свое здание из его
материалов.
В социальном
же отношении Римская империя представляла картину классового
крупнокапиталистического общества, опирающегося на основу рабского
труда, во многих отраслях, в частности в области артистической,
высококвалифицированного, со сложной системой дифференциации. Таковым был
этот рабский труд почти с самого начала его применения. Подчинив вооруженною
рукою культурные общества Греции и Востока, римская система фактически отдала в
бесконтрольное распоряжение владыки хозяйственной жизни, римского магната,
большую, технически часто высокую рабскую силу завоеванных стран.
И если под
конец Римской империи разложение железного ее строя частью освобождает многие
социальные элементы и группы, чтобы наполнить огромные, иногда миллионные, ее
города настоящим пролетариатом, за плату продающим свободные руки, то сельское
поместье, латифундия (а между огромными латифундиями преимущественно был
поделен римский мир, и таким он вступил в средневековье), долго еще и в
значительной степени живет трудом рабским. Лишь постепенно — в этом
характернейший процесс уже средневековой хозяйственности — при падающей
интенсивности производства, возрастающем натуральном характере хозяйства
ослабление рабства, с одной стороны, и втягивание в зависимость крестьянской
свободы — с другой, создают промежуточный крепостной труд. С омертвением и
запустением городов в III и IV вв. режим крепостного поместья станет основным
режимом средневековья.
Здесь, в
средневековом поместье, частично рядом с римским магнатом, но все решительнее
сменяя его, во главе становится новый владыка и организатор хозяйственной жизни
и интересующей нас здесь
жизни искусства. То барщинный двор варварского короля, военного вождя, крупного
королевского чиновника (а под их защитой большой монастырь и епископская
«курия»). Захватив в новом обществе власть над оружием, собрав вокруг себя
воинственные дружины, обеспечив союз с церковью, они приводят от себя в
зависимость земледельческий труд — отныне главный источник
хозяйственных ценностей. Так создается режим, за которым закреплено имя военного
феодализма.
Среди руин
империи, «разнося» и подбирая «кости Рима», новый хозяин налаживает свой быт
подчас в рабском подражании
быту
предшественника своего в римской вилле. Он хранит его писцовые книги, его
кадастр и похищает мраморные колонны его дворцов и храмов, чтобы убрать ими
свои, заимствует его мастеров и
стиль.
И, однако,
сквозь подражание, бессильное и неловкое, а потому более поражающее
несходством, чем сходством, облик нового общества скоро дает себя почувствовать
в ряде более или менее ярких обнаружений.
II если в
дальнейшем, после периода варварской анархии, -вновь организованная (с IX в.) в
огромную Западную империю (она опять называет себя Римской, но сверх того
Священной) Европа под управлением императоров Каролингов и Оттонов даст законченную
картину общества с чрезвычайно характерным для всего строя (см. ниже)
художественным выражением, то эта картина, в самом зените своем имеющая
глубокие зияния — глубокие провалы, начинает изменяться уже с конца Х в. Изменение станет видимым и сильным с новым разложением «имперского священного
единства», с мощною тягой странствий и сношений с далеким Востоком.
Здесь
уместно подчеркнуть, что для жизни и искусства всего огромного
периода средневековья характерно влияние той организованной силы, которая в известном
аспекте представляется в нем доминирующей,— религии и церкви.