Нашему сайту требуются репортеры! Желающие, пишите на:
Левшество и леворукость у детейЛевшество и леворукость – понятия различные. Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга. Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха. Леворукость – не порок Психологи не сходятся в вопросе, в каком возрасте можно определить ведущую руку у ребенка. Одни считают, что уже в четыре года можно определить у ребенка леворукость, по другим источникам, это можно сделать только к семи годам. - Развитие у всех индивидуально, не важно, какая рука у человека ведущая, но я склоняюсь все-таки, что с этим вопросом можно определиться только с пяти до семи лет, - уверена психолог Барнаульского строительного колледжа Елена КАЗИМИРОВА. Тем более это невозможно понять у малышей до трех лет, поскольку в этом возрасте они могут пользоваться обеими ручками одинаково успешно. Это объясняется тем, что доминантность полушария формируется в процессе развития. И даже если мама будет требовать от ребенка брать карандаш или ложку в правую руку, то при левшестве он все равно вернет предмет в левую. В советское время всех левшей страны категорически переделывали в правшей. После перестройки психологи в голос заговорили о страшной ошибке переучивания левшей, ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. - Если начать прививать навыки другой руке, то может возникнуть масса нежелательных последствий, таких как нарушение темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), тик, энурез, формирование тревожной личности, появление страхов, неуверенности и даже неврозов, - предупреждает Елена Андреевна. К тому же процесс переучивания не всегда был приятным, например, Ирину Мальцеву с детства бабушка называла левшой, и девочка долгое время считала это ругательством и стыдилась своей, как она считала, особенности. Менеджер Наталья Патрушева вообще до определенного времени считала себя ненормальной и только годам к 20 поняла, что леворукость – это не уродство. От правшей – для левшей Сейчас отношение к леворукости изменилось, даже наоборот, эта особенность считается признаком творческой личности. В подтверждение этого накануне Дня левшей сайт «Мамочки Барнаула» совместно с одним из крупных канцелярских магазинов организовал конкурс рисунков для левшей «Левой, левой, левой». Победительница, десятилетняя Алёна Турганова, никогда не ощущала себя какой-то особенной, она просто любила рисовать и с возрастом делала это все лучше и лучше. - Я поняла, что дочка отдает предпочтение левой руке, когда ей было пять лет, - рассказывает мама девочки Елена. – Не было даже мыслей переучивать ребенка, не диктовали, в какую руку брать карандаши или ложку. Единственная трудность, с которой мы столкнулись в школе, – она не может сидеть с правой стороны, в этом случае ей мешает рука соседа по парте. Но педагог учитывает эту особенность. В качестве вознаграждения за первое место в конкурсе талантливая девочка получила канцелярские принадлежности для леворуких. - Мы очень обрадовались ножницам и линейке, - рассказывает Елена. – Лезвия с левосторонней заточкой позволяют при работе левой рукой видеть контур вырезаемой детали и не жуют бумагу. В специальных линейках разметка шкалы идет справа налево, что позволяет не закрывать рукой цифры при работе. А вот необходимости в ручке я не увидела, дочке было неудобно пользоваться ей. Хотя в самом начале обучения письму, возможно, она помогла бы правильно ставить руку. Многие мамы левшей, а уж тем более сами взрослые леворукие не видят необходимости в специальной ручке, если навык письма уже сформирован. Видимо, российским левшам непривычно такое внимание, тогда как на Западе сформировалась целая специфическая индустрия, делающая жизнь «левого меньшинства» комфортней и безопасней. Для них выпускаются ножницы и штопоры, действующие наоборот, линейки со шкалой, расположенной в другую сторону, специальные компьютерные мышки, хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты. - Я все с детства делаю левой рукой, но если это невозможно, активизирую правую, - рассказывает педагог Татьяна Шатова. – К примеру, я без труда пользуюсь обычными ножницами, мышкой и клавиатурой, и гитару держу общепринятым образом, а не как Курт Кобейн, на правую сторону. Приспособленцы Исходя из способности приспосабливаться к миру, созданному для праворуких, некоторые специалисты считают, что психическое развитие у левшей в сравнении с правшами выше, они более адаптивны. Но большинство психологов убеждено в обратном. - Есть мнение, что у леворуких более слабо развиты нервные процессы, они более тревожные, мнительные, в то же время они тонко чувствуют окружающий мир, - продолжает Елена Андреевна. - На моем опыте, у чистых левшей, у которых доминирует правое полушарие, отвечающее за образное мышление, немного другое восприятие действительности. Если для левого полушария характерна логика, склонность к абстрактному мышлению, то для правого полушария свойственно образное восприятие, как у маленьких детей. Поэтому им сложнее даются знаковые системы, такие предметы, как математика, русский язык. С ними нужно заниматься индивидуально. Кроме того, у них по-другому устроено зрительное восприятие – правый глаз ведущий, а пишет-то он левой рукой. Не так хорошо развивается координация руки, моторика. Искать причину Елена Казимирова советует при подозрении на левшество у ребенка обратиться к специалисту, который поможет выявить причину данной особенности. Ведь левшество бывает разным. Самое распространенное – генетическое, достоверно установлено, что леворукость в 10-12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии. Второе - компенсаторное левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Следует отметить, что леворукость в этом случае следует рассматривать не как причину этих отклонений, а скорее как следствие. Третье – вынужденное левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям. Выделяют еще и псевдолеворукость, когда у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. В таком случае ребенок может пользоваться правой или левой рукой. Кстати, победительница творческого конкурса левшей Алёна Турганова только рисует и пишет левой рукой, для мяча и ложки она предпочитает правую. Психологи именуют такую особенность двурукостью, говорят, при желании ее можно скорректировать в праворукость. - До определенного времени, хотя бы до пяти лет, не стоит сильно обращать внимание, какой руке отдает предпочтение ребенок, - советует Елена Казимирова. – Леворукость – это не патология, а особенность развития. На заметку Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты. 1. Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а неведущая держит пузырек. 2. Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, неведущая рука держит. 3. Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т. п.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. 4. Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, - ведущая. 5. Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно сверху. 6. Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. 7. Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. 8. Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно неведущая рука держит часы, а ведущая - заводит. 9. Родители кладут что-нибудь на пол, например небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. 10. Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. 11. Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку. Фото Андрея Чурилова На фото: Алёна Турганова Автор: Алиса Тростникова Газета "Вечерний Барнаул"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем. Комментарии к новости:
|